Media ART   ФИТиМ :  Фото :  Статьи :  Ссылки :  Конкурсы :  Форум  :

Статьи

Программы Концептуальные Программирование В сфере IT
Rambler's Top100 Это моя ДОМАШНЯЯ СТРАНИЧКА
 
Что такое креативность?

Люди часто смешивают креативность с оригинальностью, после чего впадают в уныние, поскольку, по-видимому, так трудно, даже невозможно быть по-настоящему оригинальным. На самом деле все мы способны быть креативными, поскольку, креативность заключается в создании новых связей, причем в неврологическом смысле дело тоже обстоит именно так.

Креативность — это расширение границ психики. Она может быть сопряжена с риском, поскольку она всегда включает открытие. Создавая новые связи, вы повышаете силу своего мозга, развиваете свою интеллектуальную и межличностную гибкость. Всякий раз, когда вы связываете как-либо две вещи, вы создаете нечто третье. И эта новая связь может, в свою очередь, выстроить связи с другими идеями, другими возможностями. Вообразите, какое воздействие это может оказать на систему, подобную мозгу!

Результаты порой изумляют. Нейл Армстронг сделал свой знаменитый первый шаг по Луне в 1965 году. Это событие изменило наши отношения со Вселенной. Оно засвидетельствовало огромный потенциал человеческой изобретательности и умелости. Это показало, что мы способны разрешать проблемы, которые прежде были неразрешимыми, если только достаточно хотим этого и можем найти пути.

Мы предполагаем, что это событие внушило многим людям очень мощную и освобождающую веру в человеческие возможности.
Креативность на индивидуальном уровне обладает тем же самым потенциалом: соединяя вещи между собой, вы выходите за границы каждой из них; вы получаете шанс выработать новые убеждения по поводу себя и своих способностей.

Дети обладают природной креативностью. И ведь каждый из нас некогда был ребенком. То есть все мы имеем опыт креативности, даже если сейчас не осознаем, как это получалось. Дети проявляют свою креативность в том, как они открывают окружающий мир и по-своему осмысляют его. У многих детей есть воображаемые друзья, многие создают миры с помощью своих игрушек. Они порождают свои смыслы сами.
Креативность заключается в порождении ассоциаций и связей. Чтобы проявить креативность, вам нужно дать себе разрешение и время на создание новых связей. Суть здесь скорее в процессе, чем в результате. Вы можете проявлять креативность на работе или дома, при решении проблем, работе в саду или разрешении споров. Ваша креативность может иметь в своей основе слова, идеи или даже пищу. Вы можете быть креативны по отношению к своей внешней среде или своим мыслям.
Еще один важный аспект креативности состоит в том, что, даже если каждый ингредиент хорошо известен и знаком, он все равно приводит к возникновению нового. Ин-сайт всегда креативен, поскольку он представляет собой новый вывод на основе известной информации. Возникает новый взгляд, и именно это важно.
Креативность делает нас поглощенными. Наслаждающимися процессом действий. Уделяющими массу внимания деталям. Имеющими грандиозную интуицию. Воодушевленными. Игривыми. Размышляющими о том, что произойдет, если...

Барьеры креативности

Ниже описываются наиболее распространенные преграды креативности. Подумайте, относится ли что-либо из этого к вам.

Недостаток времени. На самом деле это не так важно, как может показаться: процесс создания связи занимает секунды. Это может произойти в любой момент, в любом месте, при условии, что вы находитесь в правильном состоянии и внимательны к собственному опыту. Так что креативность требует преимущественно определенного качества вашего времени и внутренней свободы, позволяющей проявить восприимчивость к себе.

Страх критики. Это может похоронить под собой любой мозговой штурм. Креативность приводит к необычным идеям, возможно, даже к таким, которые не укладываются в привычные рамки. Некоторые люди могут счесть продукты креативности странными, слишком причудливыми, вызывающими. Страх показаться чудаком, глупым или даже не таким, как все, подавляет креативность.

Сниженная самооценка. Если вы делаете нечто креативное, вы тем самым выходите за границы знакомого для себя и, возможно, для других. Иногда в подобных случаях человек думает, что поскольку его идея, поступок или изобретение необычны, то они должны быть ненормальными и неправильными. Если вы не уверены в себе, то для вас может быть очень рискованно как-либо отличаться от других — даже в мыслях. В результате, как это ни прискорбно, вы отказываетесь от посетившего вас озарения, чтобы вновь слиться с большинством.

Страх неудачи. Это может явиться мощным блокирующим механизмом. Но ведь если вы создаете новую связь, она по определению не может быть изначально «истинной» или «ложной». Поэтому неудача может иметь лишь два смысла:

Новая ассоциация не сработала так, как вы хотели или надеялись.

Она кому-то не понравилась. И, собственно, что? В течение ряда лет различные состоявшиеся люди отмечали, как много у них успешных проектов, при этом они отмечали, что это примерно только десять процентов того, что приходит им в голову. Остальные девяносто либо не срабатывали, либо вообще не шли дальше идей.


Креативность — отнюдь не вотчина гения. Эйнштейн, конечно, был великолепен, но большинству из нас совершенно не обязательно делать его своим эталоном. Вам даже не нужно быть экспертом, чтобы проявить креативность. Наконец, плоды нашей креативности могут выражаться на уровне вполне повседневной жизни. Хороший пример — Каффе Фассетт, международной известнности дизайнер вязаных изделий. До двадцати восьми лет он не имел никакого отношения к вязанию и, разумеется, не брал в руки спицы. В этом возрасте он вдруг безумно увлекся фактурами и цветами шерсти. Он купил шерсть примерно двадцати цветов, намереваясь изначально найти опытного вязальщика, который мог бы воплотить в жизнь рисунки, возникшие у Каффе в голове.

«Постепенно до меня дошло, что я должен научиться вязать и придумывать свои изделия по ходу дела... В течение дальнейших нескольких лет я успешно игнорировал массу правил, которые, по-видимому, парализовывали большинство вязальщиков, заставляя их ограничиваться монохромными паттернами. Я же радостно комбинировал цвета и текстурированные нити, делал узлы посреди ряда, использовал в своих наиболее амбициозных пробах вплоть до двадцати цветов в ряду» («Восхитительное вязание», 1985).

Он произвел революцию в вязании. Используя простейшие петли (ибо не был специалистом), он позволил цветам, текстурам и узорам «расцвечивать» рисунки, возникавшие перед его внутренним взором.

В любой момент, когда у вас возникает сомнение в собственном потенциале креативности, напоминайте себе о том, что каждую ночь вы создаете пять или шесть совершенно новых снов, для которых вы являетесь одновременно сценаристом, режиссером, актером и зрителем, которые могут вовлекать все ваши органы чувств, произвольно менять время и место и, наконец, оказывать на вас длительное последующее влияние. Это творчество не требует усилий, и большинство людей даже не признает его как таковое!

Как достичь большей креативности

Найдите правильное состояние ума. Изучите состояние, которое вы ассоциируете с креативностью. Выясните, что инициирует и поддерживает его. Каково наилучшее для вас время дня? Обстоятельства? Вам нужно быть в одиночестве? Или, может быть, самому по себе в толпе? Вы нуждаетесь в молчании? Или в фоновой музыке? Постройте профиль своего креативного состояния. Не полагайтесь на его случайные возникновения. Дайте ему регулярное время и место.

Культивируйте сны и мечты. Обращайте внимание на проявления своей креативности вместо того, чтобы отмахиваться от ее плодов, объявляя, что это «всего лишь сон» или «просто витание в облаках». Не обесценивайте уже, возможно, сделанные вами открытия, игнорируя их.

Задавайте себе вопросы: «Что, если?..», «Что еще?» и «Как еще?» Не останавливайтесь на первых пришедших вам в голову идее или ответе. Всегда идите дальше, находите больше идей и другие идеи.

Когда вы наталкиваетесь на проблему, воображайте, что ваше привычное решение недоступно. Это может относиться к любому уровню. Если бы у вас сломался компьютер, как без него вы смогли бы выполнить работу, намеченную вами на сегодня? Смогли бы наговорить на магнитофон? Сделать конспект? Использовать телефон? Если вы обычно дискутируете лицом к лицу, то что произошло бы, если бы вы вместо этого записали свои мысли? Некоторые решения окажутся не лучше тех, к которым вы привыкли; зато другие могут открыть перед вами великолепные новые возможности. В НЛП говорят: если вы всегда делаете то, что делали всегда, вы всегда будете получать то, что получали всегда. Креативность — это делать нечто другое.

Проверяйте, сколько различных результатов вы можете получить с одними и теми же ингредиентами. Существует поваренная книга Розаны Голд под названием «Рецепты 1-2-3» (Grab St., 1977), где в каждом рецепте используются только три ингредиента. В некоторых рецептах используются одни и те же три ингредиента, однако процессы или количества ингредиентов в них разные, поэтому результаты получаются тоже разные.

Возьмите какой-нибудь офисный предмет повседневного употребления (скрепку, бумагу для пометок, скотч и т. д.) и вообразите различные способы, которыми вы могли использовать их в сочетании. Ключ к эффективности упражнения — именно в сочетании.

Знайте правила — и отклоняйтесь от них. Вариации на существующие темы или правила составляют основу успеха во многих случаях и многих областях, будь то джазовая импровизация или приподнятая кровать с пространством для стола и чулана внизу.

Думайте о разных путях к известному. Изменяйте порядок действий в знакомых процессах. Привычные инструменты заменяйте чем-нибудь не столь ожидаемым. Используйте свою не ведущую руку. Как только мы ломаем рутину, мы переходим из состояния «на автопилоте» в состояние, когда мы активны или восприимчивы. Если вы играете, используя свою не ведущую руку, вы тем самым опираетесь на не слишком знакомые мозговые связи и стимулируете возникновение новых звеньев. Попробуйте «неправильной» рукой почистить зубы или причесать волосы. Странное ощущение, не правда ли?

Ищите существенные различия. Когда вы встречаетесь с чем-либо, что кажется вам иным, оригинальным или новым, спрашивайте себя, в чем именно состоит ключевое отличие. В случае вязаных изделий Каффе Фассетта оно зачастую состоит в использовании необычного цвета: например, это бирюзовая полоска в рисунке преимущественно розовых и красных тонов, которая «разогревает» остальные цвета, делая их более живыми. Отчасти креативность Каффе заключалась в том, что он был способен посмотреть на клубки шерсти подобных цветов, которые как будто бы не сочетаются друг с другом, и понять: достаточно одного небольшого штриха неожиданного цвета, чтобы все изменилось.

Диснеевская стратегия креативности

Один из старейших пионеров НЛП, Роберт Дилтс много писал о стратегиях гениев и смоделировал ряд выдающихся людей, в том числе Уолта Диснея. Стратегия креативности Диснея, которую сформулировал Дилтс, позволяет выделить три роли, существенные для порождения креативности, — мечтателя, реалиста и критика. Очень часто получается так, что эти роли смешиваются или же одна из них становится диктатором по отношению к другим. У многих людей диктатором является критик, однако важно помнить, что слово «критик» обозначает того, кто оценивает, а отнюдь не того, кто решает, что правильно и что — нет.

При работе с Диснеевской стратегией креативности, часто бывает полезным отводить каждой роли отдельную комнату или местом - это помогает вам войти в нужное состояние. Например, в комнате мечтателей - вы мечтатель, в комнате критиков — вы критики и больше никто. В НЛП физическое пространство часто используется подобным образом — для определения происходящего. Это помогает нам приходить в подходящее состояние и знать, чего следует ожидать; физическое перемещение при этом — хороший способ изменения состояния. Роли мечтателя, реалиста и критика можно разделить также во времени. Вы можете отвести себе время для мечтаний и записывать свои мечты в блокнот, чтобы вернуться к ним позже, когда вы будете готовы подумать об их воплощении на практике (побыть в роли реалиста), а также какие критерии здесь нужны и какие проблемы могут возникнуть (роль критика). Каким бы способом вы ни разделяли роли, остается важным знать, в какой именно из них вы находитесь в данный момент, а также давать каждой из них достаточно места для выполнения своей функции.

Креативность — естественная способность человеческих существ. Ее заботливое взращивание, поощрение и использование — главный путь повышения силы мозга, будь то при нахождении новых решений старых проблем или новых направлений в жизни, для более приятного времяпровождения на досуге или более легкого и умелого выполнения профессиональных функций. Итак, к чему вы хотели бы приложить вашу креативность? Это ваш выбор.

© McDermott & Wendy Jago
Источник
Информинг.ру


 
 
К©ерить нельзя. Рязанцева Мария.
 
На этом сайте Вы не найдете статей типа "Что такое HTML" и "Как сделать сайт". Этот проект предназначен для тех, кому интересно большее, чем верстка и чей круг интересов шире, чем веб-дизайн.
А вообще - это... (см. выше)
 

Rambler's Top100


be number one

Hosted by uCoz