Санкт-Петербургский
государственный университет
культуры и искусств
Факультет информационных технологий и медиадизайна
Информационные технологии в дизайне
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО РАЗРАБОТКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ
(на примере мультимедийной презентации)
Санкт-Петербург
2003
____________________________________________
Совокупность стадий и этапов работ от
момента принятия решения о создании информационной системы
(ИС) до момента прекращения ее функционирования называется
жизненным циклом информационной системы (ЖЦ ИС).
Стадии и этапы ЖЦ состоят из следующих работ:
Стадия |
Этапы и состав работ
|
Проектная документация |
1. Предпроектная стадия (формирование
требований заказчика к ИС) |
Системный анализ предметной
области.
Определение требований к создаваемой ИС.
Создание ТЗ на разработку ИС |
Техническое задание (ТЗ) |
2. Проектирование ИС |
Эскизирование.
Логическое и техническое проектирование.
Разработка функциональной и системной архитектуры
ИС
|
Технический проект (ТП) |
3. Реализация ИС |
Рабочее проектирование, физическое
проектирование, программирование
(Разработка и настройка программ; наполнение
шаблонов графикой, текстом и т.п.) |
Рабочий проект (РП)
Рабочая инструкция
для пользователей |
4. Внедрение ИС |
Тестирование, опытная эксплуатация |
Акт приемки-сдачи работ |
5. Эксплуатация ИС |
Сопровождение, модернизация |
Ответ на рекламации, оформление
требований
к модернизации |
ТЗ разрабатывается на основе проведенного
ранее предпроектного обследования предметной области.
Предпроектное исследование объекта состоит из следующих
работ:
Первый этап: Сбор материалов
• Исследование объекта и обоснование необходимости
создания ИС;
• Формирование требований заказчика к ИС;
• Оформление отчета об обследовании.
Второй этап: Анализ материалов
• Изучение и формализация материалов о предметной
области;
• Разработка вариантов концепции ИС и выбор варианта
концепции ИС, удовлетворяющего требованиям заказчика;
• Оформление отчета о выполненной работе.
Основное назначение предпроектного обследования
заключается в определении целесообразности (экономической,
социальной и иной) создания ИС и формирования требований
к ней.
В результате выполнения первого этапа «Сбор материалов»
проектировщики получают материалы обследования, которые
должны содержать полную и достоверную информацию,
описывающую изучаемую предметную область.
После выполнения второго этапа «Анализ материалов»
проектировщики получают количественные и качественные
характеристики как объекта в целом, так и каждого
компонента (информационного объекта), который будет
включен в ИС.
В приложении 1 на примере темы «Мотивы Востока в архитектуре
Санкт-Петербурга» представлен образец отчета о предпроектном
обследовании, на основании которого и создается ТЗ.
____________________________________________
Пример составления и оформления
технического задания
на разработку мультимедийной информационной системы
«Мотивы Востока в архитектуре Санкт-Петербурга»
1. Общие сведения
[Указываются полное и условное наименование
системы, номер договора, наименование предприятия-разработчика
и предприятия-заказчика, перечень документов, на основе
которых создается система, плановые сроки начала и окончания
работ, сведения об источниках финансирования, порядок
оформления и предъявления заказчику результатов работ
по созданию системы (ее частей)]
1.1. Наименование системы: мультимедийная информационная
система «Мотивы Востока в архитектуре Санкт-Петербурга».
Условные обозначения системы: ИС «СПб-Восток»; Система.
1.2. Организация-заказчик: Институт
культурных программ департамента мэрии по культуре Санкт-Петербурга.
Организация-исполнитель: ЗАО «Форум».
1.3. ИС «СПб-Восток» создается на основании
Договора № ______ от «____» _______________ 2003 г.
между Институтом культурных программ и ЗАО «Форум».
1.4. Срок начала работ «10» февраля
2003 г.
Срок окончания работ «23» мая 2003 г.
1.5. Порядок сдачи системы.
1.5.1. График выполнения работ представлен
в календарном плане работ (Приложение 2).
1.5.2. Приемка выполненных работ осуществляется
представителем заказчика на основании акта сдачи системы
в эксплуатацию.
1.5.3. Техническая документация должна
быть представлена в стандартном виде в двух экземплярах
и на магнитном носителе (CD-ROM’е) и согласована.
ИС «СПб-Восток» должна быть представлена на магнитном
носителе (CD-ROM).
1.5.4. Заказчик производит оплату по
завершении работ на основании акта-приемки и согласно
смете расходов (Приложение 3).
2. Назначение и цели создания
ИС «СПб-Восток»
[«Назначение системы» – приводятся
виды и сферы деятельности, для которых предназначена
система.
«Цели создания» – указываются наименования и требуемые
значения технических, технологических, социальных, экономических,
культурологических и иных показателей объекта, которые
будут достигнуты в результате внедрения системы]
2.1. Назначение системы
ИС «СПб-Восток» предназначена для удовлетворения информационных
потребностей организаций и частных лиц за счет реализации
доступа к информационному ресурсу, характеризующему
влияние восточной культуры и искусства на архитектуру
Санкт-Петербурга.
2.2. Цели создания системы
Основной целью создания ИС «СПб-Восток» является формирование
информационной среды для организации нового туристического
маршрута в Санкт-Петербурге. Основные функции ИС «СПб-Восток»
состоят в предоставлении информационно-сервисных услуг
на основе современных программно-технических средств.
3. Характеристика объекта
[Приводятся краткие сведения об объекте]
Тема «Мотивы Востока в архитектуре Санкт-Петербурга»
включает следующие объекты:
1. Китайский кабинет петровского Монплезира в Петергофе.
2. Китайская деревня в Александровском парке Царского
села.
3. Египетский вестибюль Павловского дворца.
4. Фонтан со сфинксами у подножия Пулковской горы.
5. Египетский мост на Фонтанке.
6. Египетские ворота в Царском селе.
7. Пристань у здания Академии художеств.
Перечисленные памятники архитектуры появились в результате
интереса русских архитекторов к искусству Востока в
течение XVIII–XIX веков.
ИС «СПб-Восток» включает следующие компоненты:
1. Характеристику географического и временного диапазона
восточных мотивов в архитектуре СПб.
2. Характеристику каждого архитектурного памятника в
разрезе:
• история создания;
• современное состояние;
• персоналии (архитектор, реставратор, владелец);
• адрес и подъездные пути;
3. Краткую информацию об архитекторах-создателях.
4. Требования к системе
4.1. Требования к системе в целом
(общесистемные требования).
[Указываются требования к структуре и функционированию
системы; к эргономике и технической эстетике системы;
эксплуатации и техническому обслуживанию; к патентной
и лицензионной чистоте проектных решений; требования
по унификации и стандартизации]
4.1.1. Язык ИС «СПб-Восток»: русский
4.1.2. Общая структура ИС «СПб-Восток»
ИС «Мотивы Востока
в архитектуре Санкт-Петербурга» |
Влияние искусства Востока на
архитектуру Санкт-Петербурга |
Памятники архитектуры |
Архитекторы |
Фотогалерея |
Рис. 1. Общая структура системы
4.1.3. Навигационная
схема ИС «СПб-Восток».
Рис. 2. Общая навигационная схема системы
4.2. Требования к функциям системы.
4.2.1. Требования к навигации.
Главный (начальный) экран системы должен содержать гипертекстовые
ссылки, обеспечивающие переход на каждый последующий
экран системы, но не более 20 гиперссылок.
Навигационные кнопки должны содержать всплывающие подсказки.
4.2.2. Требования к поиску.
В системе должен быть организован жесткий поиск по ключевым
словам, предоставленным в виде списка.
4.3. Требования к эргономике и технической
эстетике.
4.3.1. Общий объем системы не более
150 Мб.
4.3.2. Все графические изображения
должны быть выполнены с замещающим текстом. Изображения
размером более 20 Кб должен быть выполнены с предпросмотром.
4.3.3. Общий фон и цветовая палитра.
При разработке системы должна использоваться безопасная
цветовая палитра. В качестве основных цветов будет использована
теплая гамма сближенных цветов.
Общий фон – прозрачный. Допускается использование светлого
фонового рисунка.
4.3.4. Размер и вид шрифта.
Размер шрифта для оформления текста должен быть в пределах
16-24 пт.
Размер шрифта для заголовков 20-46 пт.
Гарнитура используемых шрифтов: заголовки Algerian;
текст Times New Roman; комментарии Times New Roman Italics.
4.3.5. Головная (начальная) страница
должна содержать логотип.
5. Требования к информационному
обеспечению
5.1. Объектная модель системы (Приложение
4).
5.2. Объем и состав текстовой информации
(Приложение 5).
5.3. Объем и состав графической информации
(Приложение 6).
5.4. Перечень ключевых слов (Приложение
7).
6. Требования к техническому
обеспечению
6.1. Для тиражирования ИС «СПб-Восток»
необходимо, как минимум, наличие персонального компьютера
с пишущим приводом и соответствующим программным обеспечением,
например, Nero Burking ROM.
Требования к носителям (компакт-дискам) зависят от имеющегося
привода CD и указаны в технической спецификации привода.
6.2. Компьютер конечного пользователя,
на котором будет осуществляться эксплуатация (просмотр)
системы, должен иметь следующие минимальные характеристики:
Процессор:
Pentium I 133 MHz или аналогичный по производительности.
Оперативная
память (RAM): 32 МB.
Жесткий
диск (винчестер) со свободным пространством не менее
1 GB.
CD-ROM
привод.
Видеосистема
должна обеспечивать возможность воспроизведения изображений
размером 800?600 pixel при глубине цвета 16b (High Color).
Любая
звуковая карта и колонки, либо наушники.
7. Требования к программному
обеспечению
7.1. ИС «СПб-Восток» создается на
базе авторской среды разработки Macromedia Director.
7.2. Подготовка графических изображений,
текстов осуществляется средствами графических пакетов
Photoshop, Corel DRAW, Image Ready, текстового редактора
MS Word.
7.3. Для проектирования и разработки
мультимедиа приложения (фильма) используются диаграммы
универсального языка моделирования UML.
7.4. Результатом разработки ИС «СПб-Восток»
является мультимедиа приложение (фильм), для просмотра
которого на компьютере конечного пользователя должна
быть установлена операционная система не ниже Windows
95.
8. Требования к стандартизации
и унификации
8.1. Проектирование, разработка и
документирование выполняется в соответствии и согласно
положений следующих государственных стандартов:
ГОСТ 34.601–90 Стадии развития АС
ГОСТ 34.602–89 ТЗ на стадии создания АС
ГОСТ 50-34.698–90 Требования к содержанию документов.
8.2. Для визуализации проектных решений
применяются графические нотации унифицированного языка
моделирования (Unified Modeling Lan-guage, UML).
Для отображения навигационных схем, концептуальных и
объектных моделей используются следующие нотации (графическое
обозначение):
____________________________________________
Приложение 1
Отчет
об обследовании предметной области
1. Наименование объекта
Архитектурные памятники Санкт-Петербурга и пригородов,
содержащие мотивы Востока.
2. Краткая характеристика объекта
Обращение к мотивам Востока. Романтическое
движение в архитектуре выразилось не только в стилизациях
в духе европейского средневековья, но и в увлечении
архитектурой и искусством стран Востока. Этот процесс
начался в XVIII веке, причем даже раньше, чем появились
стилизации «в готическом вкусе». Еще в первой половине
XVIII столетия, в период распространения барокко и рококо,
западноевропейские, а затем и русские архитекторы стали
вводить в отделку интерьеров мотивы китайского искусства
(Китайский кабинет петровского Монплезира в Петергофе).
Во второй половине XVIII века декоративная «китайщина»
– «шинуазери» (от французского слова «chinois» – «китайский»)
получает все большее распространение. В Александровском
парке Царского Села в 1770–1780-х годах появился целый
комплекс построек «в китайском вкусе» – Китайская деревня,
Скрипучая беседка, Большой каприз, Китайские мосты и
т.д. Мода на декоративное «шинуазери» воплотилась в
этом комплексе в очень широким размахом. В начале XIX
века интерес к искусству Востока еще более усиливается
– только теперь объектом увлечения становится искусство
уже других регионов и эпох.
Мощным стимулом дальнейшего развития «ориентального»
направления стало изучение памятников искусства и архитектуры
Древнего Египта, начавшееся на рубеже XVIII и XIX веков
и успешно продолжавшееся в первых десятилетиях XIX века,
особенно после того, как Ж.Шампольон в начале 1820-х
годов сумел расшифровать египетские иероглифы. Волнующие
открытия ученых-египтологов, вызвавшие мощный резонанс
в научном и художественном мире Европы, многочисленные
альбомы с изображениями «египетских древностей», книги
и статьи с описаниями путешествий в восточные страны,
с зарисовками пейзажей и памятников, знакомили публику
с архитектурой Востока, подогревая интерес к его художественной
экзотике. Восточные темы и сюжеты отразились в поэзии,
в том числе в произведениях Дж.Г.Байрона, А.С.Пушкина,
М.Ю.Лермонтова, в повестях А.А.Бестужева-Марлинского,
в живописи Делакруа и Карла Брюллова. Журнал «Московский
телеграф» отмечал в 1825 году: «Никогда не было такого
увлечения Востоком. Мало нам изучать дух народов, живших
до нас на том месте, где ныне мы живем…»
Стилизаторская «китайщина» в начале XIX века уже почти
утратила притягательность: она воспринималась как несколько
легкомысленная мода минувшего века, не отвечающая героическим,
гражданственным устремлениям русской архитектуры тех
лет. Зато все более пристальным становился интерес к
архитектуре Древнего Египта: она влекла и своей экзотичностью,
и своим монументальным, величавым характером, созвучным
художественным идеалам позднего классицизма. Отдельные
мотивы, заимствованные в искусстве Древнего Египта,
стали проникать в русскую архитектуру уже в первые годы
XIX века: к ним обращались А.Н.Воронихин (Египетский
вестибюль Павловского дворца), Тома де Томон (фонтан
с четырьмя сфинксами у подножия Пулковской горы). Мотивы
древнеегипетского искусства часто использовались в отделке
интерьеров, в мебели, посуде, декоративных вазах и т.п.
В 1820-х годах в Петербурге и его окрестностях появляется
несколько больших построек «в египетском вкусе». В их
числе – Египетский мост на Фонтанке, построенный инженерами
Г.Третером и В.Христиановичем в 1826 году, и Египетские
ворота у въезда в Царское Село со стороны Петербурга,
возведенные в 1827–1830 годах А.А.Менеласом по эскизам
архитектора и художника И.А.Иванова (барельефы на воротах
были выполнены по моделям скульптора В.И.Демут-Малиновского).
Монументальная гранитная пристань у здания Академии
художеств, построенная в 1834 году по проекту К.А.Тона,
была украшена каменными сфинксами, изваянными в XV веке
до нашей эры и привезенными «из древних Фив в Египте…
в град святаго Петра в 1832 году».
Восторженные отзывы об архитектуре Древнего Египта высказывали
многие архитекторы и эстетики 1830-х годов – и П.Я.Чаадаев,
и М.Быковский, и особенно Н.В.Гоголь, который писал:
«Есть рудник, о котором едва только знают, что он существует…
мир совершенно особенный, отдельный, из которого менее
всего черпала Европа. Это – архитектура восточная…»
Из этого обширного «рудника» европейские архитекторы
стали черпать в первой половине XIX века, причем если
в первой трети столетия источником заимствований был
главным образом Древний Египет, то затем, с 1830-х годов,
географический и временной диапазон расширился: появились
интерьеры комнат, а затем и целые постройки в «мавританском»
и «турецком» стиле. В петербургских квартирах в это
время все чаще стали встречаться восточные типы мебели
и предметов декоративного убранства: оттоманки, ковры
и т.п. Определенную роль в этом сыграли военные действия
на Кавказе и дальнейшее освоение Крыма, ближе знакомившие
русскую публику с бытом их населения.
3. Характеристика проблемы
Памятники архитектуры, включающие мотивы Востока, представляют
историческую, социокультурную и архитектурную ценность.
До настоящего времени лишь некоторые из охарактеризованных
памятников включены в регулярные туристические экскурсии.
Но до настоящего времени не существует специально разработанного
маршрута с посещением таких памятников, как:
Китайский
кабинет петровского Монплезира в Петергофе;
Китайская
деревня в Александровском парке Царского села;
Египетский
вестибюль Павловского дворца;
Фонтан
со сфинксами у подножия Пулковской горы;
Египетский
мост на Фонтанке;
Египетские
ворота в Царском селе;
Пристань
у здания Академии художеств.
Организация такого маршрута с тщательной разработкой
последовательности посещения объектов, информационного
экскурсионного обслуживания могла бы иметь культурологическое
и коммерческое значение. Мультимедийная ИС, реализованная
на CD-ROM тиражом не менее 1000 экземпляров, должна
быть распространены среди туристических организаций
РФ.
4. Особые условия договора
По условиям Договора № ____ от «____» _______________
200___ г. Технико-экономическое обоснование проектных
решений (ТЭО), содержащее расчеты и обоснование необходимости
разработки ИС, и Техническое задание (ТЗ), в состав
которого входят требования к создаваемой системе и ее
отдельным компонентам: программному, техническому и
информационному обеспечению и целевая установка на проектирование
системы, разрабатываются ИСПОЛНИТЕЛЕМ и являются основными
для последующего проектирования системы в соответствии
с заданными требованиями.
____________________________________________
Приложение 2
Приложение к Договору № ___
от «___»__________________ г.
Календарный план
работ к Договору на разработку ИС
«Мотивы Востока в архитектуре Санкт-Петербурга»
№
п/п |
Этап |
Выполняемые работы |
Сроки |
1. |
Разработка концепции
СИСТЕМЫ |
• Анализ информационного рынка и выбор сегмента,
на который будет ориентирована СИСТЕМА;
• Изучение систем-аналогов СИСТЕМЫ;
• Принятие и согласование основных проектных и технологических
решений реализации СИСТЕМЫ |
сентябрь 2003 |
2. |
Разработка Технического
задания (ТЗ) |
• Принятие решений по выбору архитектуры СИСТЕМЫ;
• Принятие основных решений по структуре СИСТЕМЫ;
• Описание базовой функциональности модулей СИСТЕМЫ;
• Формулирование функциональных, технических, технологических
и других требований к СИСТЕМЕ |
Октябрь 2003 – ноябрь
2003 |
3. |
Разработка Технорабочего
проекта (ТРП) |
• Определение основных базовых элементов СИСТЕМЫ;
• Определение основных атрибутов и методов объектов
СИСТЕМЫ;
• Определение связей между основными объектами СИСТЕМЫ |
10 декабря 2003 |
ИСПОЛНИТЕЛЬ:
____________ Рязанцева М.А.
«___»____________20___ г.
М.П. |
ЗАКАЗЧИК:
____________ Сидоров С.С.
«___»____________20___ г.
М.П. |
____________________________________________
Приложение 3
Приложение к Договору № ___
от «___»__________________ г.
Смета
стоимости работ по договору «Разработка ИС
«Эрмитаж»
№
п/п
|
Наименование работ |
Стоимость работ |
1. |
Разработка концепции системы |
100 у.е. |
2. |
Разработка ТЗ |
100 у.е. |
3. |
Разработка ТРП |
100 у.е. |
|
Итого стоимость работ: |
300 у.е. |
ИСПОЛНИТЕЛЬ:
____________ Рязанцева М.А.
«___»____________20___ г.
М.П. |
ЗАКАЗЧИК:
____________ Сидоров С.С.
«___»____________20___ г.
М.П. |
____________________________________________
Приложение 4
Объектная модель ИС «СПб-Восток»
____________________________________________
Приложение 5
Объем и состав текстовой информации
|
Еще в первой половине XVIII столетия, в период
распространения барокко и рококо, западноевропейские,
а затем и русские архитекторы стали вводить в отделку
интерьеров мотивы китайского искусства (Китайский
кабинет петровского Монплезира в Петергофе). |
КАДР 2
Тома де Томон |
Отдельные мотивы, заимствованные в искусстве Древнего
Египта, стали проникать в русскую архитектуру уже
в первые годы XIX века: к ним обращались А.Н.Воронихин
(Египетский вестибюль Павловского дворца), Тома
де Томон (фонтан с четырьмя сфинксами у
подножия Пулковской горы). |
____________________________________________
Приложение 6
Объем и состав графической информации
1. Бумажные документы (альбомы, фотоальбомы и т.п.).
2. Аудиовизуальные материалы (кино- видеофильмы).
3. Интернет-ресурсы.
4. Оригинальные фото и видеосъемки фотохудожников ЗАО
«Форум».
Объем и состав фоторабот будет уточнен и детализирован
по мере про-ектирования и разработки.
____________________________________________
Приложение 7
Перечень ключевых слов
Китайский кабинет
Китайская деревня
Египет
Тома де Томон
Воронихин А.Н.
Третер Г.
Христианович В.
Менелас А.А.
Иванов И.А.
Тон К.А.
Демут-Малиновский В.И.
и т.д.
|